Жизнедеятельность советской адвокатуры была регламентирована Положениями, принятие которых относилось к компетенции союзных республик (в РСФСР действовало «Положение об адвокатуре», утверждённое 25 июля 1962; см. «Ведомости Верховного Совета РСФСР», 1962, № 29, стр. 450). 

В республиках, областях, краях, а также в Москве и Ленинграде имелись коллегии адвокатов; в районах и городах действовали юридические консультации, объединявших адвокатов данного района (города). 

Адвокат, являющийся членом коллегии определённого уровня (республиканской, областной и т. д.), мог выступать во всех судебных органах СССР. 

Высший орган коллегии адвокатов — общее собрание или конференция, которые устанавливали численный состав коллегии, для практической работы между собраниями избирался Президиум, который организовывал собственно сами юридические консультации, назнача их заведующих, распределял адвокатов по консультациям и проч. 

Государственное руководство деятельностью адвокатуры осуществляли Советы Министров союзных республик, либо юридические комиссии при Советах Министров союзной республики, либо исполкомы областных (краевых) Советов депутатов трудящихся или Советы Министров АССР.

 

Требования к адвокату 

Адвокатом мог быть гражданин СССР, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет. С разрешения Советов Министров АССР или исполкомов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся в коллегию адвокатов могли приниматься граждане, не имеющие высшего юридического образования, при условии, что стаж их юридической работы составляет не менее 5 лет. 

Адвокат был не вправе отказаться от принятой на себя защиты, не имел права разглашать сведения, сообщённые ему клиентом (адвокатская тайна). 

В ряде случаев законодательством было установлено обязательное участие адвоката в процессе (например, по всем делам о преступлениях несовершеннолетних).

Момент вступления адвоката в процесс защиты 

В СССР адвокат мог участвовать в качестве защитника с момента предъявления обвинения по делам о преступлениях несовершеннолетних или лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять своё право на защиту; во всех остальных случаях — только с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия.

1917-1930 

После прихода к власти большевиков Декретом о суде № 1 от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. для занятия адвокатской деятельностью допускались «все неопороченные граждане обоего пола». 

В 1918 г. группа бывших помощников присяжных поверенных организовала в Москве кооперативную юридическую консультацию. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. предусмотрел создание коллегий правозаступников, члены которых избирались и отзывались местными Советами, выступая за плату, и как общественные обвинители, и как общественные защитники. Положением о народном суде от 30 ноября 1918 г. при губернских исполкомах были учреждены коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены данных коллегий избирались этими исполкомами и считались должностными лицами, получая фиксированную заработную плату. Декрет о суде № 2 и Положение о народном суде 1918 г. превратили профессионального защитника в государственного служащего. Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. упразднило должностную адвокатуру, и осуществление защиты рассматривалось как общественная повинность всех граждан, способных выполнять эту обязанность. С этого времени в качестве защитников допускались представители советских учреждений, близкие родственники и другие лица. Списки защитников составляли суды, отделы юстиции и общественные организации, а утверждались исполкомами местных Советов.(Качалов В.И., Качалова О.В., Егорова Е.В., 2007) 

Положение об адвокатуре 26 мая 1922 г. предусмотрело создание коллегий защитников при губернских отделах юстиции, а сама адвокатура рассматривалась как общественная организация. Члены коллегии подбирались губернскими отделами юстиции и утверждались губернскими исполкомами. В коллегиях избирался президиум для осуществления текущего руководства деятельностью. Параллельно с коллегиями допускалось существование частной адвокатской практики. В то же время в 1920-х гг. дискутировался вопрос о создании коллегии военных защитников (адвокатов) для участия их по делам, отнесенным к компетенции органов военной юстиции.

1930—1955 года 

В 1932 г. было принято Положение о коллективах членов коллегии защитников, которое ликвидировало институт частной адвокатской практики и в районах и городах были образованы коллективы защитников как прообразы современных юридических консультаций. В литературе того времени отмечался негативный аспект отмены частной адвокатской практики. 

В 1939 г. было принято Положение об адвокатуре СССР, которое предусмотрело единую организацию адвокатуры во всех союзных республиках. Всю работу адвокаты вели в юридических консультациях, органами управления коллегии являлись общее собрание адвокатов, президиум коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Общее руководство коллегиями адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР и его местные органы. Адвокатской практикой могли заниматься только члены коллегий адвокатов, а лица, не являвшиеся членами коллегий адвокатов, допускались к этой деятельности лишь с разрешения Наркомюста союзной республики.

1950-1990 

В 1960 г. был принят Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, дающий определения Защитника и порядок участия защитников в процессе (Глава Третья. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ). 

Статья 47. «Участие защитника в уголовном судопроизводстве», устанавливала, что Защитник допускается к участию в деле с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления обвиняемому для ознакомления всего производства по делу. В то же время, по делам о преступлениях несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, защитник допускался к участию в деле с момента предъявления обвинения. Кроме того, по делам, по которым не производилось предварительного следствия, защитник допускается с момента предания обвиняемого суду. 

В качестве защитника допускался широкий круг лиц: адвокаты, представители профессиональных союзов и других общественных организаций. По определению суда или постановлению судьи в качестве защитников могут быть допущены близкие родственники и законные представители обвиняемого, а также другие лица. 

В 1962 г. в РСФСР было принято Положение об адвокатуре РСФСР, которое установило, что коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской практикой. 

В 1979 г. был принят Закон СССР «Об адвокатуре СССР», а в пределах каждой союзной республики действовало свое положение об адвокатуре. На основе этого Закона СССР Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. было утверждено Положе- ние об адвокатуре РСФСР, которое практически дублировало положения Закона СССР и Положение об адвокатуре РСФСР 1962 г. 

В каждой области либо крае действовала своя коллегия адвокатов, а на местах (в районах и городах) — юридические консультации. Партийные органы (обкомы и крайкомы КПСС) через органы юстиции по существу жестко регулировали деятельность адвокатуры.

Гражданские дела 

Роль адвоката в гражданском процессе была весьма велика. Как правило, в случае тяжбы между гражданами искусство адвоката могло (и оказывалось) решающим.

Оплата услуг адвоката 

Оплата услуг (такса) адвокатам в СССР была низка, что подразумевало общедоступность услуг адвоката всем слоям населения. Благодаря широкой сети юридических консультаций, право граждан на юридическую помощь (за исключением политических дел) было реализовано на достаточно высоком уровне, хотя и ограничивалось искусственным сдерживанием численности адвокатуры. 

Кроме того, бесплатно велись следующие дела: 

  • трудовые дела (трудовые споры)
  • о взыскании алиментов
  • составление различных заявлений инвалидам 1-й и 2-й групп, военнослужащим срочной службы и др.
  • устные справки. 

В СССР и в других социалистических странах институт частной адвокатуры отсутствовал.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Министерство юстиции